Органы опеки и попечительства детей

Содержание

Как оформить опеку в Балашихе над ребенком или пожилым человеком: документы, условия в 2021, адреса — Читайте на gorod.guru

Органы опеки и попечительства детей

Каковы условия оформления опеки в Балашихе, какие документы для этого необходимы, бланки заявлений для скачивания, сроки обработки документов и информация о заключении договора опеки на возмездной основе.

Дорогие балашихинцы! Наши инструкции рассказывают о типовых способах решения данной задачи, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефону8 (800) 700-59-15 (г.Балашиха)Юридическая консультация – быстро и бесплатно! 

Условия

Опека устанавливается над совершеннолетними недееспособными гражданами или детьми до 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях их воспитания, содержания, образования и защиты. Над детьми от 14 до 18 лет и совершеннолетними гражданами с ограниченной дееспособностью устанавливается попечительство.

Опекуном/попечителем может стать только совершеннолетний и полностью дееспособный гражданин. Им не может стать:

  • лицо, лишенное родительских прав;
  • лицо, имеющее судимость;
  • лицо, не прошедшее психолого-педагогическую подготовку (при оформлении опекунства на несовершеннолетнего ребенка);
  • лицо, состоящее в однополом браке (при оформлении опекунства на несовершеннолетнего ребенка);
  • лицо, не подходящее по нравственным и личным качествам.

Преимущественное право оформить опеку имеют лица:

  • бабушки и дедушки;
  • родители;
  • совершеннолетние дети, внуки, братья и сестры.

Несовершеннолетние братья и сестры не могут быть отданы под опеку разным лицам. Исключением являются случаи, когда их разделение осуществляется в их же интересах.

В интересах попечителя ему может быть назначено несколько опекунов, в том числе при устройстве несовершеннолетнего ребенка в семью на воспитание. При этом опекуны несут равную ответственность.

Опека над ребенком старше 10 лет устанавливается с его согласия. Ребенок старше 14 лет может сам подать заявление в орган опеки и попечительства о назначении ему попечителя, указав конкретное лицо.

Недееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекун не назначается.

Единственный родитель на случай своей смерти или оба родителя на случай своей единовременной смерти могут заблаговременно подать в орган опеки и попечительства заявление о назначении опекуна или попечителя для своего несовершеннолетнего ребенка.

Список документов

Для оформления опеки необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • краткая автобиография;
  • справка с места работы с указанием должности и средней заработной платы за последние 12 месяцев (или справка с места работы супруга/супруги);
  • заключение о результатах медицинского освидетельствования;
  • копия свидетельства о браке;
  • документы, подтверждающие родство (для близких родственников);
  • письменное согласие других совершеннолетних членов семьи (с учетом мнения детей старше 10 лет) принять в семью ребенка (если опека устанавливается над ребенком);
  • копия свидетельства о прохождении психолого-педагогической подготовки (если опека устанавливается над ребенком).

Срок действия справки с места работы – 1 года. Срок действия заключения о результатах медицинского обследования – 3 месяца.

Копия свидетельства о прохождении психолого-педагогической подготовки не требуется, если оформление опекунства осуществляет близкий родственник подопечного или лицо, являющееся ранее или на момент обращения усыновителем, опекуном или попечителем.

Скачать бланк заявления на опеку над ребенком

Скачать бланк заявления на опеку над совершеннолетним недееспособным гражданином

Адреса

Подать документы на установление опеки или попечительства балашихинцы могут в органы опеки и попечительства (с 2009 года данные функции выполняет орган местного самоуправления – Администрация города), МФЦ, через региональные сайты Госуслуг или по почте.

Адреса МФЦ

Адрес 1Адрес 2Важно! Уточните возможность оказания услуги при личном визите или по телефону.

Уточните возможность оказания услуги в отделении МФЦ при личном визите или по телефону.

Заключение о результатах медицинского освидетельствования можно получить в любом медицинском учреждении, имеющем лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей медицинское освидетельствование кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители.

Сроки

В течение 7 дней с даты подачи документов орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни заявителя на роль опекуна и составляет соответствующий акт. Решение о назначении опекуна принимается в течение 15 дней с даты подачи документов и оформляется в форме акта.

Права и обязанности опекуна относительно представительства и защиты прав подопечного возникают с даты принятия акта органом опеки и попечительства. Если опека происходит по договору, право на вознаграждение возникает у опекуна с даты его подписания.

В акте о назначении опекуна может быть прописан срок действия его полномочий.

Оплата

Обязанности опекуна выполняются безвозмездно. В отдельных случаях в интересах подопечного орган опеки и попечительства может заключить с опекуном/попечителем договор. В этом случае вознаграждение выплачивается за счет:

  • доходов от имущества подопечного;
  • средств от третьих лиц;
  • средств из бюджета субъекта РФ.

По просьбе опекуна/попечителя вместо оплаты органом опеки и попечительства ему может быть разрешено безвозмездное использование имущества подопечного в своих интересах. В этом случае в договоре прописывается состав имущества и срок пользования им.

Предварительная опека

Если недееспособному лицу или ребенку, отобранному у неблагополучных родителей, в срочном порядке необходим опекун, орган опеки и попечительства может принять акт о временном назначении опекуна.

Срок его действия составляет 6 месяцев – за это время необходимо оформить опеку в общем порядке. В исключительных случаях действие временной опеки может быть увеличено до 8 месяцев.

Источник: https://balashiha.gorod.guru/opeka

Полномочия органов опеки и попечительства: задачи и функции

Органы опеки и попечительства детей

Последние изменения: Январь 2021

Государственные органы попечительства призваны обеспечить граждан страны защитой в случае наступления негативных событий и берут на себя функции надзорного органа, который заботится о несовершеннолетних и лицах, нуждающихся в помощи. Чтобы пользоваться полнотой гражданских прав, предстоит изучить полномочия органов опеки, их обязанности и подконтрольность вышестоящим ведомствам.

Что такое ООИП

Прежде, чем определить список действий, чем занимается отдел опеки и попечительства, предстоит разобраться с принадлежностью этой инстанции к вышестоящей госструктуре. Органы опеки – это выделенный отдел, относящийся к исполнительной власти, нацеленный на защиту россиян, неспособных самостоятельно позаботиться о себе и адекватно оценивать собственные поступки.

В зоне повышенного внимания ООИП – дети, не достигшие совершеннолетия, которые зависят от действий или бездействия своих родителей, опекунов, иных законных представителей. Ни одна сделка с нарушение интересов и прав несовершеннолетних не может состояться, поскольку все юридически значимые действия и сделки взрослые должны совершать с предварительным согласованием с ООИП.

Помимо аббревиатуры ООИП используют сокращенный вариант ООП, расшифровывающийся как орган опеки и попечительства. Если в малолетнем возрасте часто стоит вопрос о назначении опекуна и организации полноценной помощи подопечному, то в старшем возрасте человек более нуждается в попечении, а лицо, несущее ответственность за благополучие подростка, называют попечителем.

Все свои действия государственная структура определяет в строгом соответствии с законодательством, касающимся социальной защиты и заботой о соблюдении прав и потребностей недееспособных. Отдел функционирует в рамках общей структуры исполнительной власти, но обязано взаимодействовать с самыми различными структурами, включая правоохранительные органы, суды, жилищные и социальные службы.

Есть свод законов, направленных на защиту социально уязвимых граждан, дополнительно ООП обязан руководствоваться специальными законодательными актами (ФЗ «Об опеке»).

Чем занимается отдел опеки

Граждан, которые испытывают потребность в дополнительной поддержке, интересует, какими нормами руководствуются работники отдела, и каких мер стоит ожидать в ответ на обращение.

Есть четкое определение сущности, чем занимаются органы опеки. Согласно ФЗ №48 от 24.04.2008 года (ст. 8) государственная инстанция осуществляет:

  1. Поиск и ведение учета граждан, которым требуется посторонняя поддержка.
  2. Взаимодействие с судебной инстанцией при решении вопроса об установлении недееспособности или ограниченной дееспособности, либо прекращении такого статуса.
  3. Согласование опекунства и передача подопечных достойным претендентам.
  4. Надзор за работой опекуна и условиями жизни переданных подопечных.
  5. Прекращение статуса опекуна или попечителя, если будут установлены основания считать, что они не справились с обязательствами.
  6. Согласование сделок, в которые вовлечены опекуны и их опекаемые. Без письменного разрешения со стороны надзорной структуры любая сделка по отчуждению имущества подопечных будет признана недействительной.
  7. Передача в доверительное управление собственности опекаемых согласно ст. 38 ГК РФ.
  8. Выступление перед инстанциями в интересах несовершеннолетних, когда опекун или попечитель, в силу обстоятельств, не вправе исполнять эти функции. Аналогично организовано участие работников ООП при представлении и защите интересов недееспособных граждан.
  9. Решение вопроса о допустимости отдельного проживания опекаемых от своих представителей (на основании ст. 36 ГК РФ).
  10. Проверка условия проживания детей, следить за выполнением обязательных мероприятий и устройства жизни в семье согласно установленным нормам.
  11. Помощь в реализации прав и льгот, положенных по закону.

То или иное решение ООП, при несогласии заинтересованных лиц, подлежит оспариванию в судебном порядке.

Кому подчиняются

 

Узнать о работе органов опеки и попечительства, кому подчиняются эти структуры, необходимо при возникновении потребности оказать воздействие на работников инстанции или добиться пересмотра вопроса.

Хотя ООП считается надзорной структурой, есть вышестоящие ведомства, кому подчиняются органы опеки и попечительства:

  • Администрация по месту жительства (органы самоуправления).
  • Рособрнадзор — служба по надзору за образованием и научной деятельностью.

На федеральном уровне иных вышестоящих служб не предусмотрено, а в рамках отдельного региона могут быть установлены особые меры по надзору за работой опеки.

Если выявлены нарушения или допущена халатность в отношении опекаемых граждан, при несправедливых и неправомочных решениях, действия ООП подлежат обжалованию в прокуратуре и дальнейшему разбирательству в суде.

Иными словами, ООП не является последней инстанцией, которая будет рассматривать вопросы по собственному усмотрению, решая судьбу подопечных и опекунов.

Всегда есть возможность оспорить принятые решения, если есть веские основания считать их несправедливыми.

Чтобы ознакомиться со всем перечнем функций представителей органа, рекомендуется обратиться к положениям ГК РФ, а именно: ст. 77, 121-123.

В процессе деятельности ООП обязаны взаимодействовать с инстанциями, работающими в социальной, образовательной, медицинской сферах. Также работа ведется с коммунальными, жилищными и иными службами, в зависимости от решаемого вопроса.

Функции опеки и попечительства

Поскольку от качества исполняемых функций зависит жизнь граждан, оказавшийся в трудном и уязвимом положении, важно знать, по каким вопросам можно обращаться в ООП и каковы функции отдела опеки и попечительства.

В любой из следующих ситуаций граждане вправе обращаться в ООП и получить помощь уполномоченных государственных служащих:

  • обнаружение фактов несоблюдения прав недееспособных;
  • учет нуждающихся в опеке, включая сирот и детей, оставшихся без попечения;
  • отслеживание судьбы несовершеннолетних;
  • размещение нуждающихся в помощи граждан в специальных учреждениях и организация подбора опекунов, которые смогли бы взять на себя родительские и попечительские обязанности;
  • участие в семейных спорах в качестве арбитра, решение конфликтов, в которые оказались вовлечены дети.

Не только несовершеннолетние вправе рассчитывать на помощь опеки.

Все категории граждан, нуждающиеся в заботе посторонних и материальном обеспечении, могут обращаться в надзорную инстанцию для организации необходимой поддержки и оформлении льгот.

Если человек признан недееспособным, в дальнейшем его судьбой будет заниматься ООП в сотрудничестве с другими госслужбами, родственниками или иными заинтересованными лицами.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2021 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/opeka/polnomochiya-organov-opeki/

Опека и попечительство ребенка. Права и полномочия органов опеки

Органы опеки и попечительства детей

Что такое опека и попечительство и как выстроена работа органов опеки и попечительства, не все хорошо представляют. Но, почему-то, заранее считают, что их деятельность не очень лицеприятна.

Когда в нашем обществе слышат слова «органы опеки и попечительства», то сразу возникает неприятная картинка: детей забирают, мать лишают родительских прав и т. д.

Никто даже не верит, что данные органы могут работать на благо общества, ребенка и семьи. И они работают, другое дело, что огласке предаются только те события, которые имеют резонанс.

А резонанс у нас всегда имеют именно плохие события.

Но не все так, как кажется на первый взгляд.

Рассмотрим, какие права и обязанности у данного учреждения. Что оно должно делать и чьи права защищать.

Функции органов опеки и попечительства (ООП)

Следует сразу отметить следующее. Полномочия, функции, задачи, права и обязанности органов опеки регламентируются законодательно.

Есть федеральный закон № 48-ФЗ РФ, который так и называется «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году.

Что же представляет собой данный орган?

Согласно ФЗ орган опеки – это орган исполнительной власти, представленный в каждом конкретном регионе России.

цель его работы – это обеспечение нормальной жизни несовершеннолетних детей и других лиц, нуждающихся в опеке. Неважно, где пребывают эти лица: в семье или в интернате, за каждым из них должен быть контроль.

А что делают представители этих органов?

Здесь необходимо в обязательном порядке раскрыть функции органов опеки и попечительства.

Среди них главными являются следующие:

  • Это выявление случаев, которые подтверждают социальное сиротство детей. То есть выявление фактов того, что даже в имеющихся семьях дети предоставлены сами себе и их права нарушаются самими родителями. К этим случаям можно отнести избиение ребенка, ненадлежащий уход и т. д.;
  • В случаях изъятия несовершеннолетних от родителей – поиск и подбор кандидатур, которые могут стать приемными папой и мамой для малыша;
  • Постоянная защита прав и свобод всех сирот региона, находящихся как в опекунских семьях, так и в интернатах;
  • Предоставление помощи тем детям, которые остались без попечительства родителей и других взрослых людей. Помощь выражается в обеспечении минимального набора благ для  жизни: еда, средства первой необходимости, одежда;
  • При судебных тяжбах, в которых принимают участие дети, представительство их интересов в суде. То есть представитель опеки в суде всегда должен руководствоваться исключительно интересами ребенка, а не интересами других лиц. Другое дело, что в таких случаях приходится принимать очень тяжелые и судьбоносные решения.

Если внимательно изучить функции органов опеки, то можно сделать следующий вывод.

Опека и попечительство – главная задача

задача – это помочь тем малышам и подросткам, которые по воле судьбы оказались в очень сложной жизненной ситуации, в том числе и по вине родителей.

Сам же закон об ООП РФ предусматривает следующие задачи, которые должны выполняться данными представителями власти:

  • Это обеспечение защиты прав и интересов тех граждан, которые находятся под опекой или на попечительстве;
  • Защита интересов тех, кто непосредственно нуждается в опеке или попечительстве;
  • Осуществление контроля за действиями тех граждан, кто стал официальными попечителями и опекунами;
  • Обязательный контроль за сохранностью того имущества, что по закону принадлежит несовершеннолетним гражданам, утратившим своих родных родителей;
  • Контроль за учреждениями и организациями, в которых пребывают дети-инвалиды;
  • Иные задачи и цели, достижение которых должно улучшить ситуацию каждого отдельного ребенка.

Цели вполне гуманные. Другое дело, что опека и попечительство все же зависит от конкретного работника и от его желания помочь.

Ведь каждый относится к своей работе по-разному, поэтому и эффективность работы может отличаться.

Обязанности органов опеки

Для достижения поставленных целей и результатов, перед каждым работником данного органа должны быть поставлены конкретные функциональные обязанности. За невыполнение которых, сотрудник может быть отстранен от работы.

Рассмотрим обязанности органов опеки и попечительства в соответствии с упомянутым ранее Федеральным Законом.

Обязанности сотрудников:

  • Мониторинг жизни несовершеннолетних граждан, которые были приняты под опеку или на попечительство. Данная обязанность заключается в том, чтобы отследить факты насилия или ненадлежащего ухода за ребенком. Как правило, такие случаи не единичны;
  • Защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Суть данной обязанности заключается в том, что работник должен понимать, что лучше для ребенка: изъятие из семьи или дальнейшее воспитание в ней. Лучше отдать воспитывать бабушке или дедушке или изъять в интернат и т. д. Другими словами, сотрудники всегда должны принимать решение: что лучше для малыша;
  • Контроль над тем, чтобы мнение ребенка всегда учитывалось в случае, если ему исполнилось 14 лет. В органах опеки не всегда должны принимать решение самостоятельно, они также должны во внимание брать и мнение ребенка старше 14 лет;
  • Предоставление услуг, обеспечивающих помощь в трудной ситуации. К таким услугам можно отнести психологическую помощь, медицинскую и другую. При этом, это не значит, что сами ООП оказывают такие услуги, они в этом не всегда компетентны. Просто они должны проследить за тем, чтобы они были оказаны: вызвать врача, психолога, отправить малыша на реабилитацию. В большинстве случаев органы опеки постоянно сотрудничают с местными властями, благотворительными фондами и другими организациями. Поэтому при необходимости у них есть такая возможность помочь.

Таким образом, рассмотрев данные обязанности, становится ясным, что такое опека и попечительство и чем занимаются органы опеки и попечительства.

Особенности работы органов опеки

Но есть и один нюанс, который очень часто не все знают или делают вид, что не знают. Когда малыш переезжает на новое место жительства, то это не значит, что с ООП того региона снимается ответственность.

По закону данные представители власти просто обязаны сделать следующее:

  1. Полностью передать информацию о конкретной проблемной семье, подшефном малыше другому региональному представительству власти;
  2. В обязательном порядке составить ходатайство о взятии под контроль определенного субъекта. При этом есть сроки составления ходатайства. Не более, чем 3 дня с момента того, как стало известно о переезде субъекта;
  3. Передать личное дело, которое было заведомо на малыша или семью.

Говоря также об обязанностях ООП, нельзя не рассмотреть отдельно вопрос того, что за ними закреплена задача за сохранностью имущества подопечного.

В чем может выражаться такая обязанность?

Например, если недвижимость принадлежит нескольким собственникам, среди которых есть несовершеннолетний, находящийся под опекой, то продать квартиру можно будет только с письменного разрешения самих органов опеки. Для этого другие собственники должны подать заявление в органы опеки и попечительства.

ООП никогда не выдадут письменное разрешение на сделку по продаже недвижимости, если у них взамен не будет гарантий. Что ребенку будет предоставлена жилая недвижимость с условиями, не хуже нынешних.

Если же ребенок будет пристроен под опеку или попечительство, то соответственно имуществом будет распоряжаться его законный опекун.

И в этом  случае ООП должны в обязательном порядке контролировать такого опекуна в вопросах распоряжения имуществом.

Необходимо обеспечить такую ситуацию, при которой имущество и средства будут использоваться только в интересах ребенка, но не более.

Полномочия ООП

Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.

Полномочия органов опеки и попечительства:

  • Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
  • Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
  • Право на установление опеки ребенка. Установление попечительства с назначением попечителя ребенка;
  • Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
  • Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
  • Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества,  долей которого владеет ребенок;
  • Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
  • Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
  • Проверка всех условий проживания детей в  семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
  • Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
  • Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
  • Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.

Кто же контролирует ООП

Но если для ООП предусмотрены такие полномочия и обязанности, то возникает вполне логичный вопрос. А кому подчиняются органы опеки и попечительства?

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют следующие органы власти:

  1. Местные органы самоуправления, то есть местная власть;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, то есть известный всем Рособрнадзор.

В компетенцию других органов власти не входит контроль за ООП. Правда, это на федеральном уровне.

На региональном уровне местными решениями могут устанавливаться дополнительные расширенные права для некоторых организаций.  Организаций, в компетенцию которых входит наблюдение за органами опеки.

Но куда необходимо обращаться в том случае, если обнаружены факты некомпетентного обращения сотрудников ОПП или ненадлежащее выполнение ими обязанностей?

В таком случае, необходимо писать заявление в прокуратуру. Где будут проводить расследование или решать дело в судебном порядке.

Таким образом, опека и попечительство обеспечиваются разнообразными функциями и задачами.

Но главная их цель – это предоставление ребенку тех условий, которые смогут обеспечить нормальную жизнь.

И при этом неважно, где он живет: в своей родной семье, в интернате или у опекунов. Контроль должен быть везде.

Другое дело, что и мотивация у ООП должна быть хорошая.

Ведь от их добросовестной работы может зависеть жизнь ребенка.

Источник: https://PoKodeksu.ru/semeynoe-pravo/polnomochiya-organov-opeki-i-popechitelstva.html

Деятельность органов опеки и попечительства: функции и полномочия госоргана

Органы опеки и попечительства детей

Органы опеки и попечительства являются неотъемлемой и очень важной системой, которая помогает людям, оставшимся в сложном положении, детям-беспризорникам, малышам, оставшимся без заботы родителей.

Органы опеки

Органы опеки и попечительства являются муниципальным учреждением, которое занимается вопросами опеки, попечительства, усыновления, патронажа над стариками, оставшихся без попечения родственников и недееспособными лицами и многое другое, что касается обездоленных и незащищенных слоев населения Российской Федерации. Также функциональной частью органов опеки и попечительства  является выбор формы помощи и содействия нуждающегося лица. Все действия производятся в рамках замках федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Структура и администрация

Сама структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами Российской Федерации. Чаще всего отдел опеки и попечительства входит в департамент, но существуют случаи его независимого функционирования.

В поселках, ПГТ и маленьких городах, где нет региональной структуры ООП, функции ООП выполняют органы местного самоуправления. Также такой структурой отличаются такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург.

Структура отдела органов опеки и попечительства выглядит следующим образом:

НачальникВыявляет беспризорных детей и сирот, оставшихся без опеки, и устраивает их в семью. Работает с кандидатами в усыновители и попечители.
Главный специалистРешает вопросы, связанные с усыновлением и попечение несовершеннолетних.Ведущий специалист N1Отвечает за сохранность финансового и жилищного имущества находящегося под опекой или патронажем. Работает с выпускниками детских домов.Ведущий специалист N2Решает вопросы об опеке над  недееспособными гражданами. Занимается спорами, возникающими между опекунами и находящимися под опекой. Защищает личные права лиц, находящихся под опекой.

Задачи госоргана

Основные задачи, которые возложены на органы опеки и попечительства, прописаны в Федеральном законе N43. По закону служба опеки обязана:

  1. Защищать права и интересы лиц, которые остались в трудном положении и нуждаются в досмотре.
  2. Контролировать лица, которые взяли опеку или попечение над детьми, либо лицами, которым необходим особенный уход.
  3. Контролировать деятельность детских домов, дома малютки, домов престарелых.
  4. Отвечать за сохранность финансов, либо имущества, лиц, находящихся под опекой.

Функции органов опеки

ОПП действуют всегда в интересах лиц, которые остались без социальной защиты. Их основными функциями являются:

  1. Выявление детей оставшихся без родителей, по каким-либо причинам.
  2. Выявление беспризорников.
  3. Проверка социально неблагополучных семей.
  4. Внесение кандидатов на усыновление, опеку и попечительство в базу данных.
  5. Устройство детей в дома малютки и детские дома.
  6. Помощь в устройстве в приемную семью.
  7. Защита прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей.
  8. Урегулирование семейных конфликтов.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо функций, ОПП имеют свои полномочия, которые тоже прописаны в Федеральном законе N43. В эти полномочия входят:

  1. Представление в суде находящегося под опекой, если он совершил противоправные действия и находится под следствием.
  2. Представление в суде прав  несовершеннолетних, либо недееспособных лиц, которые хотят защитить свои права.
  3. Проверка жилищных условий неблагополучных семей, состоящих на учете.
  4. Проверка условий содержания лиц в психдиспансерах, домах престарелых, детских домах.

Обязанности

Госорган ОПП  имеет обширный спектр обязанностей, который можно разделить на три сектора.

Гражданские отношенияИмущественныеСемейные
  • Назначение помощника для патронажа.
  • Выполнение функций опекуна, если он не был назначен.
  • Назначение кандидатов в усыновители и опекуны.
  • Быть свидетелем на суде, в пользу разрешения пользования имуществом в возрасте от 14-18 лет.
  • Контролировать соблюдение прав подопечных.
  • Контролировать условия проживания, воспитания и обучения ребенка.
  • Давать разрешение на психиатрическое освидетельствование, лиц до 18 лет.
  • Давать разрешение на перевод  из одного учебного заведения в другое.
  • Давать разрешение на выезд заграницу на ПМЖ.
  • Заключение договора с опекуном о разрешении распоряжаться имуществом подопечного.
  • Давать согласие на заключение сделок опекуном.
  • Разрешать обмен жилплощади подопечного.
  • Возмещать ущерб, если он был нанесен непосредственно сотрудниками ООП.
  • Уведомлять налоговые службы о недееспособности граждан.
  • Подавать заявления в суд, если опекуны незаконно пользовались финансами подопечного.
  • Забирать детей из неблагополучных семей, где имеется угроза жизни и здоровью ребенка.
  • Рассказывать о методах воспитания ребенка.
  • Подавать заявление в суд о лишении родительских прав.
  • Предоставлять необходимые документы для судебного заседания об установлении опеки.
  • Урегулировать конфликты между опекуном  и опекаемым.
  • Быть свидетелем в суде, о признании брака между опекуном и опекаемым недействительным.
  • Заключение договоров о принятии ребенка в семью.
  • Назначать социальные пособия и льготы опекунам.
  • Направлять иски в суд о назначении алиментов.

Обжалование действий ООП

Иногда возникает необходимость обжаловать деятельность  органов опеки и попечительства, но далеко не все знают, куда нужно обращаться и что именно делать.

  1. Прежде всего, нужно обратиться в департамент социального обеспечения г. Москва и оставить жалобу.
  2. Пожаловаться в районную администрацию.
  3. Подать исковое заявление в суд о неправомерных деяниях со стороны ООП. Но обязательно нужно имеет вещественные доказательства.
  4. Пожаловаться в управление по опеке и попечительству.
  5. Пожаловаться уполномоченному по правам ребенка.

Место обжалования зависит от ситуации, в которой оказался истец.

Виды материальной ответственности работника

Работники ООП имеют право:

  1. Распоряжаться доходами опекаемого, если он является недееспособным.
  2. Совершать сделки, которые не перечат правовым отношениям опекуна и опекаемого, если он не достиг возраста 18-ти лет, либо является полностью недееспособным.

В любом случае, ООП являются важной частью государственной системы, которая помогает всем нуждающимся, сиротам, людям, оказавшимся в сложном положении.

  1. ФЗ N 48
  2. ГУ ст.41
  3. СК РФ ст. 77
  4. СК РФ 121

Вам также может понравиться

Источник: https://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/obshhie-ponyatiya/organy-opeki

Как обратиться в органы опеки и попечительства и можно ли пожаловаться анонимно? Образец заявления

Органы опеки и попечительства детей

Согласно Семейному Кодексу РФ, родители и официальные опекуны обязаны обеспечить ребенку благополучные условия для его жизни и развития. Контроль за соблюдением этих норм осуществляет орган опеки и попечительства.

При наличии подозрений, что в семья ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по уходу за ребенком, гражданские и юридические лица могут обратиться в органы опеки и попечительства (далее – ООП) с прошением провести проверку данной семьи.

Когда опека идет проверять семью

Органы опеки имеют право инспектировать семью в следующих случаях:

  • при поступлении жалобы от юридического или физического лица на несоблюдение интересов ребенка;
  • если судом открыта тяжба в отношении родителей или опекунов по вопросу воспитания детей, представители ООП обязаны инспектировать семью для составления акта об условиях жизни ребенка.

Служащие должны оповестить о своем визите и согласовать его с жильцами квартиры за исключением случаев, когда имеется постановление суда произвести осмотр квартиры.

Основания обращения

Для написания заявления в органы опеки должны существовать следующие основания:

  • неудовлетворительное содержание детей. Внешними признаками могут служить неопрятный внешний вид, плохая гигиена детей, помещения, где они проживают, непосещение или прогуливание школы, голодание, а также злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость со стороны взрослых;
  • халатное отношение к безопасности ребенка. Поводом для ходатайства будут служить случаи, когда ребенок подвергается опасности при отсутствии внимания со стороны взрослых;
  • нарушение прав ребенка на развитие. Поведение родителей, которые не пускают детей в образовательные учреждения, не дают общаться со сверстниками, родственниками, также должно попадать под внимание уполномоченных органов;
  • отсутствие надзора со стороны родителей или опекунов. Статья 121 СК РФ предписывает сообщать о случаях оставления ребенка без попечительства в органы опеки. Причиной могут быть смерть родителей или опекунов, их длительное отсутствие, а также отказ забирать своего подопечного из образовательных, медицинских и иных организаций;
  • угроза жизни и здоровью. Статья 56 СК РФ обеспечивает ребенка правом на защиту своей жизни и интересов. Подать ходатайство о проверке жилищного помещения необходимо при выявлении факторов, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетнего, которые исходят из семьи или при попустительстве семьи. Внешними признаками физического или морального насилия могут быть полученные травмы без ясных причин, нервозное и агрессивное поведение, негативные отклонения в психологическом состоянии.

Кто имеет право обратиться

Подать прошение о проверке семьи могут как должностные лица, так и обычные граждане, которые выявили признаки нарушения прав ребенка. Чаще всего это бывают люди, которые регулярно наблюдают несовершеннолетнего:

  • один из родителей;
  • работники образовательных и медицинских учреждений;
  • родственники;
  • соседи;
  • сам ребенок.

Ответственность за обращение

Ответственности за подачу заявления в исполнительные органы не предусмотрено законодательством, однако, на заявителя может быть подано ответное ходатайство о привлечении к уголовной ответственности за клевету. Статья 128 УК РФ предусматривает в этом случае наказания в виде штрафа до 5 млн. рублей или обязательных работ до 480 часов. Мера пресечения выбирается исходя из последствий клеветы.

Проверяют ли органы опеки анонимные обращения?

В требованиях к письменному обращению из 7 ст. ФЗ № 59 указано, что граждане обязаны указывать свои фамилию, имя, отчество и адрес для получения ответа по своему заявлению. Однако, это нужно, чтобы заявителю можно было отправить ответ по заявке.

Законодательство не запрещает ООП рассматривать анонимные жалобы, и на практике чиновники часто принимают решение все-таки провести проверку, чтобы избежать риска причинения вреда ребенку.

Порядок обращения в органы опеки

Обратиться с жалобой в органы опеки можно тремя способами: передать заявление лично по месту проживания, отправить заказное письмо по почте России, сделать анонимный звонок по телефону. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ подать ходатайство может как индивид, так и группа лиц.

При составлении заявления нужно придерживаться основных требований к оформлению документов:

  • в «шапке» указывается адрес отдела, данные заявителя;
  • в основной части описывается ситуация и излагаются основания для проверки жилищного помещения. Важно указать, в каких отношениях находятся заявитель и несовершеннолетний;
  • в заключение заявления помещается прошение о принятии мер в виде инспекции семьи;
  • в приложении могут быть указаны материалы, подтверждающие необходимость проверить семью. Это могут быть документы (например, характеристика на ребенка из школы), видео- и аудиоматериалы.

Сроки рассмотрения

Заявления граждан рассматриваются по принципам ст. 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно статье 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», решение по заявке принимается в течение 1 месяца, но в некоторых случаях этот срок может быть продлен еще на 1 месяц.

По прошествии срока уполномоченные лица должны оповестить заявителя о вынесенном решении.

Порядок действий после получения жалобы

В течение трех дней после подачи заявления уполномоченные лица должны проверить все приведенные в документе сведения о неподобающем уходе за ребенком.

Для выявления нарушений предпринимаются следующие меры: изучение приложенных материалов, визит в семью, беседа с лицами, которые могут располагать сведениями о данной семье.

Далее ООП выносит решение о мерах воздействия на родителей или опекунов. В случае необходимости привлекают родителей к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности: ООП оповещает об этом прокуратуру, после чего дело может быть передано в суд.

Имеют ли право органы опеки забирать детей из-за звонков соседей

Порядок лишения родительских прав описан в ст. 70 “Семейного кодекса Российской Федерации” от 29.12.1995 № 223-ФЗ. Согласно данному нормативному акту, данная мера пресечения рассматривается с участием прокурора и ООП, а выносить решение может суд.

Статья 77 Семейного кодекса РФ предусматривает один вариант изъятия ребенка из семьи без решения суда. Основанием является «непосредственная угроза жизни или здоровью». Данная формулировка не имеет конкретных разъяснений, поэтому на практике лишение родительских прав возможно по усмотрению уполномоченных лиц.

Но даже в этом случае ООП обязаны соблюсти три условия: акт об отобрании должен быть подписан главой муниципалитета, прокуратура оповещается в течение трех дней, в недельный срок подается заявление в суд на лишение или ограничение родительских прав.

Ответственность родителей

В зависимости от характера нарушения родительских обязанностей и прав ребенка официальные представители или родители ребенка могут быть привлечены к следующим видам ответственности:

  1. Лишение родительских прав в соответствии с 69 ст. Семейного кодекса.
  2. Административный штраф за несоответствующее исполнение родительских обязанностей по уходу за ребенком в соответствии со ст. 5.35 КоАП РФ.
  3. Возмещение ущерба, причиненного своим ребенком другому лицу в соответствии со ст. 1073 Гражданского кодекса РФ.
  4. Наложение штрафа либо привлечение к принудительным работам, либо лишение свободы в соответствии со ст. 56 Уголовного кодекса РФ.

Важно понимать, что привлечение к ответственности не освобождает родителей или официальных представителей ребенка от обязанности по уходу за ребенком.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/usynovlenije/proverka.html

Орган опеки и попечительства: полномочия и процессуальный статус при определении порядка общения с ребенком

Органы опеки и попечительства детей

Всем доброго!

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, в том числе, при определении порядка общения с ребенком, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора.

Между тем, в определении процессуального статуса органов опеки и попечительства, возникают определенные затруднения.

Так, судебная практика показывает, что некоторыми судами орган опеки и попечительства привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Такая практика противоречит нормам статьи 47 ГПК РФ, согласно которой орган опеки и попечительства является государственным органом, компетентным дать заключение по существу спора.

В указанном случае в силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора.

Основанием их участия по делам по спорам о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы.

При этом, процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи заключения по спору (ст. 47 ГПК РФ), и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 43 ГПК РФ), являются различными.

Если истец и ответчик проживают в разных районах, городах, то к участию в деле об определении порядка общения с ребенком нужно привлекать органы опеки и попечительства как по месту жительства истца, так и по месту жительства ответчика.

В итоге, в деле в таком случае должно быть два заключения органов опеки и попечительства, оценку которым должен дать суд в своем решении.

Согласно пункту 1 статьи 78 Семейного кодекса РФ

При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки и попечительства обязан согласно пункту 2 статьи 78 Семейного кодекса РФ

провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора

Обратите внимание: высказанное представителем органа опеки в судебном заседании мнение по разрешению спора не может быть расценено как заключение, ввиду несоответствия его требованиям ч. 2 ст.

78 Семейного кодекса России, поскольку заключение органа опеки и попечительства, исходя из пункта №1 34-й статьи Гражданского Кодекса РФ и пункта №2 121-ой статьи Семейного кодекса России, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

Таким образом, заключение органа опеки и попечительства является письменным документом. Его содержание должно отражать в полном объеме не только жилищно-бытовые условия истца и ответчика, но и их личное отношение к ребенку, привязанность ребенка к каждому из родителей.

При этом, в заключении должен быть указан вывод по разрешению спора об определении порядка общения с ребенком, к которому пришел орган опеки в результате проведенного обследования. Мнение органа опеки и попечительства по существу спора в заключении должно быть изложено чётко и конкретно, не оставлять разрешение вопроса на усмотрение суда.

Такое заключение может содержать, например, рекомендацию не допускать общения ребенка с родителем, употребляющим наркотики или страдающим алкоголизмом, или указание на невозможность ночевок ребенка в квартире второго родителя из-за плохих жилищных условий.

Это всё в идеале. На практике же картина совсем иная.

Часто заключения органа опеки и попечительства оформляются формально, не содержат данных, характеризующих отношения в семье между родителями, между родителями и ребенком, личностные качества родителей, данные о привязанности ребенка к каждому из родителей.

В некоторых заключениях по делам об определении порядка общения с ребенком, которые мне попадались для исследования, отсутствует мнение органа опеки и попечительства о целесообразности либо нецелесообразности опроса ребенка в судебном заседании, о том, может ли опрос в суде причинить ребенку психологическую травму и т.п.

Кстати, вам полезно будет знать, что заключение органа опеки и попечительства не является для суда обязательным и не имеет какого-либо преимущества перед другими доказательствами, полученными в соответствии с ГПК РФ.

Суд вправе не следовать выводам, указанным в заключении органа опеки и попечительства.

Бывает так, что орган опеки и попечительства при рассмотрении дела даёт суду заключение, которое совсем не в вашу пользу.

Надеяться на то, что суд не станет принимать заключение органа опеки и попечительства во внимание будет как-то совсем уж наивно.

Что делать в этом случае? Об этом я расскажу как-нибудь в другой раз, не всё сразу.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e8b380e66b00048a16da64c/organ-opeki-i-popechitelstva-polnomochiia-i-processualnyi-status-pri-opredelenii-poriadka-obsceniia-s-rebenkom-5e8c11bf5fdea526818c34ba

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.