Обществознание защита прав и интересов детей

Права ребёнка в РФ

Обществознание защита прав и интересов детей

Понятие «ребенок» содержится в статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и в Семейном Кодексе Российской Федерации.

Ребенок – это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Исключения.

  • В случае эмансипации, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
  • Другим случаем, являющимся исключением из правила, является вступление в брак до достижения восемнадцати лет. В этом случае гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Категории детей.

Малолетний ребенок  – это ребенок в возрасте от рождения до четырнадцати лет, и являющийся одновременно несовершеннолетним

Несовершеннолетний ребенок – это ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

До 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители (один из родителей, опекун, усыновитель), а по достижении 14 лет у человека наступает частичная дееспособность (приобретается право совершать мелкие сделки), с 18 лет — полная дееспособность.

Гражданская дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Имущественные права ребёнка:

  • Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
  • Право на получение детских пособий и материнского капитала от государства; алименты, пенсии, пособия поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
  • Право на получение детских пособий и материнского капитала от государства;
  • Право собственности на свои доходы, на имущество, приобретённое на средства ребёнка;
  • Право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании.

Неимущественные права ребёнка:

  • Право жить и воспитываться в семье.
  • Права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
  • При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.
  • Право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. В случае развода родителей данное право за ребенком сохраняется.
  • Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
  • Право на имя, отчество и фамилию.
  • Праве выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен.
  • При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок в
  • Праве самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Право ребенка на образование.

Данное право гарантировано Конституцией РФ, а также Федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Это право выражается в свободном доступе к образовательным и воспитательным учреждениям: детский сад, школа, вуз и др.

Право ребенка на медицинское обеспечение.

В области охраны здоровья для несовершеннолетних предусмотрен целый ряд льгот и привилегий:

  • диспансерное наблюдение и лечение;
  • медико-социальная помощь и питание на льготных условиях;
  • санитарно-гигиеническое образование, право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие неблагоприятных факторов;
  • получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной форме.
  • Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

 Право на отдых и оздоровление.

Предусмотрено право ребенка на отдых в летних оздоровительных лагерях.

Как правило, государство предоставляет субсидии на оплату (полную или частичную) стоимости:

  • путевок для детей в организации отдыха детей и их оздоровления, включающих питание;
  • питания детей в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей;
  • проезда на междугородном транспорте организованных групп детей к местам отдыха и обратно.

Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Данное право регулируется Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Права ребенка на свободу передвижения в ночное время.

Законом установлен запрет на нахождение детей в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования и т.д.

Ночным временим признается время с 22 до 6 часов. Несовершеннолетние дети не могут находиться в общественных местах ночью без сопровождения взрослых.

Права ребёнка в зависимости от возраста.

 С рождения:

  • право на имя, отчество, фамилию,
  • на гражданство,
  • право на защиту прав и законных интересов,
  • на охрану здоровья
  • право жить и воспитываться в семь
  • право знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и интересов,
  • право общаться с родителями и другими родственниками,
  • с рождения ребёнок обладает правоспособностью – право иметь свои права и нести обязанности.

С 2-х месяцев:

  • право на получение дошкольного образования.

 С 6-ти лет ребёнок имеет право самостоятельно совершать:

  • мелкие бытовые сделки (не небольшую сумму, например, покупать продукты в магазине),
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (например, подарить что-то, обменяться с другом чем-то),
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или сс их согласия для определённой цели или для свободного распоряжения (например, алименты, подаренные деньги)

 С 6-ти лет и 6-ти месяцев:

  • право на начальное школьное образование.

С 8-ми лет:

  • право вступать в детские общественные объединения.

10-ти лет:

  • выражать своё мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы,
  • право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (Семейный кодекс. Статья 57.)
  • право выражать своё мнение, с кем он хотел бы остаться после развода родителей (статьи 57, 65).,
  • давать согласие на изменение своего имени, фамилии,
  • давать согласие на восстановление родительских прав,
  • давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью,
  • давать согласие о назначение опекуна.

 С 14 лет:

  • право давать письменное согласие для приобретения или прекращения гражданства,
  • выбирать, с согласия родителей, место жительства,
  • совершать любые сделки (с письменного согласия родителей),
  • право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами,
  • осуществлять права автора результатами своей интеллектуальной деятельности,
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими,
  • заключать (с согласия одного из родителей) трудовой договор,
  • требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе,
  • обучаться вождению мотоцикла.
  • Вступать в молодёжные общественные объединения.

Обязанности ребёнка с 14-ти лет:

  • получить паспорт,
  • отвечать за вои действия в виде: имущественной ответственности по заключённым сделкам, за причинение имущественного вреда, уголовной ответственности за тяжкие преступления.

Права ребёнка с 15-ти лет:

  • оставить с согласия родителей общеобразовательную организацию до получения основного общего образования.

Права с 16-ти лет:

  • может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, статья 27),
  • может быть членом кооператива,
  • право вступить в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (Семейный кодекс, статья 13),
  • право на управление мотоциклом,
  • прав самостоятельно заключать трудовой договор (Трудовой кодекс, статья 63).

Обязанности ребёнка с 16-ти лет:

  • нести административную ответственность,
  • нести уголовную ответственность за любые преступления.

С 17-ти лет:

  • право на обучение и сдачу экзамена на управление транспортным средством категорий «В» и «С», но получить права – только с 18 лет.
  • обязанность встать на первичный воинский учёт и получить приписное свидетельство.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D1%80%D1%84/

§ 24. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Обществознание защита прав и интересов детей

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 5 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

  • Почему дети остаются без попечения родителей?
  • Как защищаются права и интересы таких детей?
  • Как вы можете помочь детям, оставшимся без попечения родителей?

Положение ребёнка в обществе отличается от положения взрослого. Ребёнок не обладает самостоятельностью, не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы.

Как правило, важные решения, касающиеся его жизни и развития, за ребёнка принимают взрослые. Дети нуждаются в защите или опеке старших. Но не у всех детей есть родители, и не все дети воспитываются в родной семье.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это дети-сироты, у которых умерли родители.

А также социальные сироты — дети, воспитанием которых их родители не занимаются по разным причинам (лишены родительских прав, отбывают наказание в местах лишения свободы, находятся в лечебных учреждениях, уклоняются от воспитания детей или оказания им помощи, оставили своих детей).

    Советуем запомнить!Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли родители или они не занимаются их воспитанием и содержанием.

Во всех случаях заботу о детях берут на себя общество и государство.

    Дополнительное чтениеВ древности общество не заботилось о сиротах. Индусы, чтобы избавить себя от излишнего бремени, бросали сирот в реку Ганг. Китайцы продавали детей, а слабых оставляли на произвол судьбы. Сирийцы и карфагеняне приносили детей в жертву богам. Спартанцы убивали слабых детей, а крепких растили за счёт государства. Первыми стали проявлять гуманность по отношению к сиротам афиняне: законами Солона и Писистрата (VI век до н.э.) предписывалось заботиться о сиротах. Император Траян (I век н.э.) впервые стал учреждать особые дома для покинутых детей.В конце XIX века в России сложилась система помощи детям-сиротам. В одной только Москве действовало около 200 благотворительных заведений для детей, из них более 40 составляли детские приюты.

Что вам известно из курса истории о деятельности Солона и Траяна, которые ещё в Древнем мире на государственном уровне проявляли заботу о сиротах? (При необходимости воспользуйтесь учебником истории 5 класса.)

В наши дни в России детей-сирот насчитывается, по разным данным, от 100 тыс. до 700 тыс. человек.

Сирот сегодня много во всём мире. Современные исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

На помощь сиротам приходят общество и государство. В России существуют многочисленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, приёмная семья, детский дом семейного типа, дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты, санаторные школы, коррекционные образовательные учреждения и детские дома и т.д.

Помогают детям, оставшимся без попечения родителей, и конкретные люди. Наиболее распространённым среди россиян способом помощи является пожертвование одежды, игрушек, продуктов, денег интернатам и детским домам. Такая помощь очень важна. Но разве она может заменить ребёнку семью?

Наиболее желательным видом помощи является устройство сироты в семью, при этом усыновление (удочерение) — наилучший способ. На втором месте — помещение ребёнка в семью опекунов или попечителей. На третьем — семейный детский дом.

    Советуем запомнить!Усыновление (удочерение) — принятие в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного.

Ребёнок после усыновления (удочерения) получает все права родного — со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей — и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие.

Семья усыновителей становится новой семьёй ребёнка, в которой он обретает статус родного. Ребёнок может получить фамилию усыновителей и даже новое имя. Все права и обязанности усыновлённого ребёнка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

Самыми распространёнными формами устройства ребёнка на воспитание в семью остаются опека и попечительство.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством.

Традиционно в России сложилось так, что под опеку брали ребёнка его родственники (около 80%), из них свыше 40% — бабушки и дедушки.

Воспитание родственниками имеет ряд преимуществ: у детей возникает меньше поведенческих и психологических проблем.

За последнее время увеличивается число опекунов, желающих взять ребёнка, не состоящих с ним в родственных отношениях. Чужие люди берут под опеку с целью дальнейшего усыновления.

На основе семьи может быть создан детский дом семейного типа. Супруги по взаимному согласию берут на воспитание 5-10 детей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть устроены в приёмную семью.

Взрослые в такой приёмной семье получают заработную плату. На содержание каждого ребёнка им выплачиваются средства на питание, одежду, обувь и другие нужды.

Ребёнок, переданный в приёмную семью, сохраняет право на льготы в соответствии с законодательством, в том числе на получение жилья при достижении 18-летнего возраста.

Приёмная семья пользуется преимущественным правом на получение путёвок для детей (в том числе бесплатных) в санатории, оздоровительные лагеря, дома отдыха.

За защитой своих прав дети, оставшиеся без попечения родителей, могут обратиться в суд или к Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребёнка.

Его главная задача — обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребёнка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют определённые льготы. Например, достигнув возраста 18 лет, право на получение бесплатного жилья.

Во многих регионах России сиротам предоставляются дополнительные льготы: бесплатный проезд в общественном транспорте, выплата повышенной стипендии и пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и др.

Органами государственной власти России приняты специальные программы, направленные на предупреждение социального сиротства, на помощь таким детям.

    Подведём итоги Дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты — это дети, которые никогда не воспитывались в семье либо жили в семье какую-то часть своей жизни. Они лишены внимания родителей, а поэтому нуждаются в особой заботе общества и государства.Основные термины и понятияДети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление (удочерение).

Проверьте свои знания

  1. Кто такие дети-сироты и социальные сироты? Где они живут и воспитываются?
  2. Как вы думаете, почему дети становятся сиротами, детьми без попечения родителей? Почему такие дети нуждаются в особой заботе?
  3. Как государство помогает детям, оставшимся без попечения родителей? Как может помочь им каждый гражданин?
  4. Объясните, что такое «усыновление», «опека», «попечительство», «приёмная семья».
  5. Расскажите о деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка (по основе параграфа и с использованием материалов Интернета, газет и журналов).

Практикум

  1. Соберите информацию о любом детском доме, расположенном в вашем регионе. Воспользуйтесь материалами Интернета, газет и журналов. Подготовьте компьютерную презентацию.
  2. Приведите примеры детей-сирот из известных кинофильмов и литературных произведений. Как они выходили из трудных жизненных ситуаций? Кто им помогал?
  3. Подумайте, чем бы вы могли помочь детям, оставшимся без попечения родителей, и попробуйте это сделать с помощью родителей или других взрослых.

Источник: https://tepka.ru/Obschestvoznanie_5/24.html

Права ребёнка и их защита

Обществознание защита прав и интересов детей

Сегодня мы продолжимзнакомство с правами человека. Как вы уже узнали на прошлых уроках, правачеловека, имеют прямое отношения к вам как детям. Об этом было даже заявлено назаседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых наций.

Генеральная АссамблеяОрганизации Объединённых наций определила специальный день, когда права ребёнкастановятся центром внимания общественности.

Ежегодно 1 июня в миреотмечается Международный день защиты детей. Но это не праздник в современномпонимании, когда накрыт стол и приходят гости.

Этот день нужен для того,чтобы постоянно напоминать людям планеты, что с правами детей далеко не всёобстоит благополучно.

Эти права нарушаются какв мире в целом, так и в нашей стране. Сегодня много детей, которые страдают,тяжело болеют, страдают от голода, последствий войн и природных катастроф.

Человечество призналоребёнка полноценной личностью, к сожалению, только в новейшее время.

В течение многих столетийв Европе бытовало мнение, что ребёнок – это «недоделанный взрослый», которого –методом кнута и пряника – надлежит усовершенствовать, чтобы он занял надлежащееему по рождению и материальному положению место в обществе. И только в началедвадцатого века международное сообщество стало принимать законы, охраняющиеправа малолетних граждан.

В 1924 году международнаяорганизация Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребёнка, котораясостояла всего лишь из пяти статей, так как в то время права детейрассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять вотношении предотвращении детского рабства, детского труда и торговли детьми.

После второй мировойвойны, вслед за Всеобщей декларацией прав человека, в 1959 году ОрганизацияОбъединённых наций принимает Декларацию прав ребёнка, в которой былипровозглашены основные социальные и правовые принципы, касающиеся защиты иблагополучия детей.

Декларация была призванагарантировать детям такие права как:

·       право на семью;

·       на заботу и защиту со стороны государства,если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;

·       на посещение школы и на учёбу;

·       на равенство в правах;

·       свободно выражать свои мысли; насобственное мнение;

·       на имя и гражданство;

·       на получение информации;

·       на защиту от насилия и жестокогообращения;

·       на медицинское обслуживание;

·       на отдых и досуг;

·         на дополнительную помощьсо стороны государства, если есть особые потребности (напримеру детей с ограниченными возможностями).

В период с 1979-го по1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты измногих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребёнка.

По сравнению сДекларацией 1959 г., где было 10 коротких, носящих декларативный характерположений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически всемоменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Она не толькоконкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие еёгосударства правовую ответственность за действия в отношении детей.

мысль Конвенции оправах ребёнка: ребёнок – это полноценная личность, а не собственностьродителей.

Согласно Конвенцииребёнком признаётся «каждое человеческое существо до достижения 18-летнеговозраста». Следовательно, каждый подросток, в том числе и вы, с позициимеждународного права может рассматриваться именно как ребёнок.

На сегодняшний день кКонвенции присоединились 193 страны мира кроме Соединённых Штатов Америки иСомали.

В 1990 году наша странаподписала для исполнения этот международный документ, защищающий жизнь и правадетей на нашей планете, и закрепила права ребёнка в национальномзаконодательстве.

Например, в нашей страневаши права гарантированы:

·        Конституцией Российской Федерации;

·        Гражданским кодексом Российской Федерации;

·        Трудовым Кодексом Российской Федерации;

·        Семейным кодексом Российской Федерации;

·        Федеральным законом «Об основных гарантияхправ ребёнка в Российской Федерации».

Например, положенияТрудового кодекса Российской Федерации:

·        регулируют интересы несовершеннолетнихработников, ограничивая рабочий день,

·        гарантируют продолжительный оплачиваемыйотпуск,

·        запрещают работу в условиях, которые могутпричинить вред здоровью и нравственному развитию.

В Российской Федерации всоответствии с законодательством ребёнку от рождения принадлежат права исвободы человека и гражданина. Их соблюдение гарантируется государством. Вчастности, Конституция Российской Федерации определяет защиту материнства идетства как обязанность государства.

Государство признаётдетство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детейк полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности,воспитания у них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Кроме этого, в Россиипоявилась должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации поправам ребёнка. Он осуществляет независимый контроль за соблюдением прав детей.

К основным направлениям деятельностив области защиты прав ребёнка в нашей стране относят:

·        поддержку семьи,

·        утверждение здорового образа жизни,

·        поддержку различных форм трудовойзанятости подростков и молодёжи,

·        организацию досуга детей,

·        реабилитацию детей инвалидов и томуподобное.

Жизнь человека начинаетсяв семье. В Конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет правознать своих родителей. Они несут ответственность за ребёнка и должны обеспечитьему нормальные условия жизни.

Они имеют право и обязанность воспитывать своихдетей, заботиться об их здоровье, помочь им в духовном и нравственном развитиии получении образования, представлять права и интересы детей в государственныхучреждениях, в том числе и в судах.

Хорошо, если вы непредставляете себе, что может быть иначе. Но права детей нарушаются взрослымидовольно часто.

Если родители незаботятся о воспитании детей – пьянствуют, принимают наркотики, жестоко обращаютсяс детьми, они могут быть лишены родительских прав. Тогда заботу о ребёнке черезорганы опеки и попечительства берёт на себя государство.

Органыопеки и попечительства –это специальные отделы, которые работают в органах местного самоуправления ипризваны заботиться о соблюдении прав детей. Кроме того, такие отделызанимаются проблемами усыновления, заботятся о детях, оставшихся без родителей.

Дети, оставшиеся безпопечительства родителей, могут быть усыновлены или взяты под опеку. Органыопеки и попечительства ищут людей, готовых взять на себя ответственность заботыо чужом ребёнке.

Любой гражданин илидолжностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни ребёнка, нарушенииего прав и законных интересов, должен сообщить об этом в органы опеки ипопечительства.

Если были нарушены вашиправа и законные интересы, вы можете самостоятельно обратиться в органы опеки ипопечительства, в прокуратуру, а по достижении 14 лет – в суд.

Кроме этого, выможете обратиться с просьбой о защите своих прав в любое учреждение, занимающеесясоциальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют или центр помощидетям, в службу экстренной психологической помощи по телефону и иныеорганизации.

Также вы имеете правообратиться к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правамребёнка.

Но как это сделать?

Самый простой способ выдолжны зайти на официальный сайт Уполномоченного по правам ребёнка по адресу:www.rfdeti.ru. Затем перейти поссылкам «Контакты» – «Уполномоченный в вашем регионе» – выбираете нужныйвам регион, например, пускай это будет Москва.

На открывшейся страницевы можете увидеть всю необходимую вам информацию: телефон, адрес электроннойпочты и часы приёма уполномоченного, ответственного за ваш регион.

Также с помощью этогосайта вы можете лично написать письмо Уполномоченному по правам ребёнка. Дляэтого вам нужно перейти по ссылке: «Написать письмо», котораярасположена в правом нижнем углу сайта и заполнить соответствующую почтовуюформу. И о вашей проблеме обязательно станет известно.

Уполномоченный по правамребёнка вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность здоровью и жизнидетей, где бы ни было: в семье, в школе, на улице и даже в колонии длянесовершеннолетних нарушителей закона.

Вы должны не только знатьо своих правах, но и уметь ими пользоваться. Это поможет вам в решенииконкретных жизненных ситуаций.

Давайтевспомним, что такое дееспособность?

Дееспособность–это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлятьгражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Вполном объёме дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, то естьпо достижении восемнадцатилетнего возраста.

В конценашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

1.    Чтотакое права ребёнка?

2.    Какимизаконодательными актами защищены права ребёнка в Российской Федерации?

Источник: https://videouroki.net/video/12-prava-riebionka-i-ikh-zashchita.html

Статья «Права ребенка и их защита»

Обществознание защита прав и интересов детей

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

– какие права имеет ребенок, только родившись; – от кого нужно защищать ребенка;

– какие т

ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
– кто обязан защищать права ребенка;
 

Права ребёнка 

          Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.


          Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

  • Ребёнок имеет право на семью.

  • Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

  • Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

  • Ребёнок имеет право на равенство.

  • Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

  • Ребёнок имеет право на собственное мнение.

  • Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

  • Ребёнок имеет право на получение информации.

  • Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

  • Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

  • Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

  • Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

    На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

    Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

    Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1.      Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2.

      Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3.      Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4.      Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5.      Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6.      Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.

На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7.      Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8.      Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9.      Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10.  Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11.  Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

            В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей».

Действуя и благих побуждений,  они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного .

А это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков.

Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора.

Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.

Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Типичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
            Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее – в детские Дома, Центры  или школы-интернаты.

Основной задачей таких учреждений является социа­лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.

Наиболее типичные  нарушения прав таких детей  – невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона  «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»  в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме.  В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

                В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья). 

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей.

Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д.

Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе.

Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (если ребенку есть уже 14 лет), так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.
  1. Родитель, приемный родитель, опекун.

  2. Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

  3. Органы опеки и попечительства.
    При  нарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

  4. Комиссия по делам несовершеннолетних.

          Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан.

Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один.

Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prava_rebenka_i_ih_zashita_131918.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.